Конференция «Свет в Музее»: Георгий Боос и Михаил Пиотровский подчеркнули важность развития музейного освещения для сохранения культурного наследия
22-24 апреля 2024 года в Санкт-Петербурге прошла III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» - единственный в мире масштабный форум, на котором специалисты - светотехники вместе с представителями музейной сферы обсуждают проблемы и перспективы развития такого важнейшего направления светотехнической отрасли, как музейное освещение. Эта сфера охватывает широкий круг задач - как по созданию световой среды для наилучшего визуального восприятия музейных и выставочных экспонатов, так и по разработке современных осветительных приборов, не наносящих вред произведениям искусства, а также специальных световых приборов для проведения качественных реставрационных работ.
Организаторами конференции выступили Российский национальный комитет Международной комиссии по освещению, Государственный Эрмитаж, Научно-технический совет светотехнической отрасли России (НТС «Светотехника»), ВНИСИ им. С.И. Вавилова.
МСК «БЛ ГРУПП» традиционно оказала поддержку конференции наряду с Министерством энергетики РФ, Росстандартом, Союзом музеев России, Российским комитетом Международного совета музеев, ООО «Брайтэлек», Российским музыкальным союзом.
Президент МСК «БЛ ГРУПП», председатель НТС «Светотехника» Георгий Боос вместе с генеральным директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и заместителем генерального директора Государственного Эрмитажа, главой секции НТС «Музейное освещение» Алексеем Богдановым провели торжественное открытие конференции.
Михаил Пиотровский:
«Мы уже в третий раз проводим конференцию вместе с НТС «Светотехника». Это не просто очень важно и интересно, это пример того, как наука, техника и искусство объединяются вокруг света. Свет - это божественный дар. Мы существуем благодаря свету, видим благодаря свету и воспринимаем искусство тоже благодаря свету. Наш музей имеет особую связь со светом. Это здание 19 века с окнами по всему периметру, и вся экспозиция музея рассчитана на то, что из окон идет свет. К тому же в Эрмитаже они являются еще и ориентирами и дают потрясающий вид на Неву, на Адмиралтейство, на Зимнюю канавку, на Дворцовую площадь.
Окна, естественный свет - это прекрасно. Но это блики, это сильный свет, который вреден бумаге, текстилю, живописи. Музей все-таки - это искусственный свет, и мы очень много сделали вместе со всеми вами в этом направлении. Например, в нашем хранилище костюмов создание особого освещения сделало возможным довольно долго экспонировать костюмы, которые вообще-то света очень боятся. Кроме того, свет - это еще и всякие дополнительные эффекты в музее. Это - и наружное освещение Зимнего дворца, здания Биржи, второго Эрмитажа – части нового Петербурга.
Так что у нас есть много совместных задач для обсуждения на нашей конференции. Я хочу отметить, что мы замечательно работаем со светотехнической отраслью, с различными учреждениями, связанными со светом, с учеными и практиками. Мы работаем со светом, чтобы лучше видеть, чтобы свет не вредил, и чтобы мы создавали художественные эффекты. Все наши конференции необыкновенно полезны практически. Мы очень много делаем благодаря тем идеям, которые здесь обсуждаются».
Георгий Боос:
В технике освещения, как в разделе светотехники, самым сложным видом освещения является экспозиционное. Музейное освещение - это его подраздел, но оно как раз является вершиной сложности. Что бы вы ни освещали - картины или скульптуры или какие-то экспонаты, для каждого случая существуют свои проблемы и ограничения, свои приемы освещения.
Среди всех видов музейного освещения конечно же самым сложным остается по-прежнему освещение различного рода мумий, мавзолеев, так как все подобные экспонаты имею способность накапливать усталость. Малейший блик на такого рода экспонате или объекте культурного наследия, даже невидимый для глаза или фотоприемника, несет риск потери объекта культурного наследия через какое-то время. Он может в итоге просто рассыпаться, превратиться в пыль. И в этой связи безусловно свет для музеев является не только носителем возможности видеть различные экспонаты правильным образом с правильно расставленными акцентами, но также имеет задачу как минимум не нанести вред объектам культурного наследия и сохранить их для наших потомков.
В этой связи актуальность конференции, которую мы с Михаилом Борисовичем задумали и провели первую шесть лет назад, чрезвычайно высока. И то, что сегодня она востребована и светотехниками, и музейным сообществом подчеркивает ее важность и значимость, подчеркивает значимость света для жизни музеев».
С приветствием по видеосвязи к участникам конференции обратилась Генеральный секретарь Международной комиссии по освещению Диана Верниш. О важности решения проблем музейного освещения для сохранения культурного наследия напомнил и глава Росстандарта Антон Шалаев в своем приветствии, которое зачитал Алексей Богданов. В письме было отмечено, что в результате «объединения усилий светотехнического и музейного сообществ» в 2018 году на первой конференции «Свет в музее» были разработаны, а в 2020 и в 2023 году утверждены национальные стандарты РФ (ГОСТы разработки ВНИСИ), регламентирующие музейную световую среду и технические характеристики осветительных приборов и установок для освещения музейных пространств. «Это событие является важным шагом как в развитии светодиодного музейного освещения, так и в деле повышения безопасности и качества световой среды отечественных музеев и выставочных пространств. Мы уверены, что нынешняя конференция послужит стимулом для расширения сотрудничества между светотехниками, светодизайнерами и музейным сообществом», - говорилось в письме.
Алексей Богданов в своем выступлении подвел итоги работы по развитию музейного освещения благодаря проведению конференций «Свет в музее». В том числе он поблагодарил Георгия Бооса за создание в составе НТС «Светотехника» секции по музейному освещению: «Музейщики теперь могут собираться, обсуждать со светотехническим сообществом вопросы, решать проблемы не только на конференции». В числе требующих решения задач он назвал импортозамещение, развитие оптоволоконных систем освещения, модернизацию существующего оборудования в музеях, развитие специального ультрафиолетового и инфракрасного реставрационного освещения с созданием соответствующих ГОСТов.
В ходе первого дня конференции от МСК «БЛ ГРУПП» с докладом «Свет для сказки» выступил руководитель группы архитектуры и дизайна ООО «СветоПроект» Олег Попов. Он подробно рассказал о масштабном проекте комплексного освещения Музейно-театрального квартала «Бахрушинский» на Павелецкой площади в Москве, который сейчас находится в процессе реализации. Проект вызвал большой интерес, участники конференции задали нашему специалисту много вопросов.
Во второй день конференции профессор возглавляемой Георгием Боосом кафедры светотехники НИУ «МЭИ», главный редактор журнала «Светотехника» Владимир Будак принял участие в проведении секций «Образование и световой дизайн – музеям» и «Актуальные методы и инструменты освещения».