На совместном семинаре МСК «БЛ ГРУПП» и Политеха обсудили мировое значение открытий Олега Лосева – «отца» светодиода
МСК «БЛ ГРУПП» и Политехнический музей провели очередной семинар в рамках совместного проект «История световых технологий». Он был посвящен 120-летию со дня рождения ученого, изобретателя в области полупроводниковой электроники и оптоэлектроники Олега Лосева.
Выдающийся ученый и изобретатель в области радио- и оптоэлектроники Олег Владимирович Лосев родился 10 мая 2023 года. Во время работы в Нижегородской радиолаборатории он сделал ряд важнейших открытий, которые позволяют по праву считать его пионером полупроводниковой электроники. Он открыл эффект свечения на стыке двух разнородных неорганических материалов. Так было сделано одно из перспективнейших открытий в электронике — электролюминесценция полупроводникового перехода, названное «свечением Лосева». Благодаря этому открытию в жизни всего человечества появились светодиоды и светодиодное освещение. В 1927 году Олег Лосев получил патент на свое изобретение - «Световое реле», которое явилось прообразом современного светодиода. Практическое использование эффекта свечения Лосева началось лишь через 30 лет. Подробнее об открытиях Олега Лосева мы рассказали в майском номере газеты «СВЕТская жизнь».
Провели семинар Стелла Морозова, заслуженный работник культуры РФ, учёный секретарь Политехнического музея и Евгений Долин, GR-директор OOO «МСК БЛ ГРУПП», член экспертного совета программы Политехнического музея «Памятники науки и техники России».
Открывая семинар, Евгений Долин отметил: «Спасибо за честь участвовать в работе Политехнического музея. Сегодня мы вспомним не только заслуги Олега Лосева, но и поговорим о том, что мы, благодаря его открытиям, имеем сегодня и что нас ждет завтра в том направлении, которое в 1923 году начал русский инженер Олег Лосев».
На семинаре были продемонстрированы специально подготовленные для семинара фильмы об Олеге Лосеве - «Пионер полупроводниковой электроники» и «По радиоволнам памяти», Центральной городской библиотекой им. А.И. Герцена города Тверь и музеем «Нижегородская лаборатория» города Нижнего Новгорода.
Старший научный сотрудник Политехнического музея, куратор коллекции «Источники света» Ирина Меркулова рассказала о наследии Олега Лосева, о коллекции документов, связанных с развитием его изобретений, а также образцах полупроводниковой техники, светодиодов и приборов на их основе в собрании Политехнического музея. Она отметила, что Евгений Долин подарил музею не только источники света, но и наборы образцов светодиодной продукции. Профессор университета ИТМО, заведующий лабораторией микроэлектроники Дмитрий Бауман представил доклад «Современные светодиоды: наука – технологии – комфорт». Были сделаны и другие доклады.
В ходе обсуждения главный редактор журнала «Светотехника», профессор кафедры светотехники НИУ «МЭИ» Владимир Будак пояснил: «Открытия уровня Лосева оказывают влияние не только на конкретную область, а на развитие науки и техники в целом или больших смежных областей». В качестве примера он привел изобретение телескопа в начале 17 века и изобретение Лодыгиным лампы накаливания в конце 19 века, что привело к появлению и развитию светотехнической отрасли. Изобретение же светодиодов, по его словам, впервые дало возможность «создавать свет, какой нам необходим, изучать восприятие света». Кроме того, появилась возможность исследовать незрительное воздействие света на живые организмы и использовать это в медицине - терапии, хирургии, диагностике, а также в фитотехнологиях - для выращивания растений.
«Свет выходит за рамки только освещения и играет все большую роль в других областях. Хотелось бы подчеркнуть – то, что было создано Лосевым, во многом изменило все наше восприятие, дало толчок к развитию многих направлений в науке. Можно только восхищаться и гордится тем, что мы являемся соотечественниками», - подытожил Владимир Будак.
Руководитель лаборатории «АРХИЛАЙТ», главный редактор журнала «Полупроводниковая светотехника», д.т.н. Сергей Никифоров отметил: «Лосев открыл те явления, которые тогда невозможно было объяснить. И основной его талант, как изобретателя и ученого, состоит в том, что он не пропустил эти явления и по сути открыл «ящик Пандоры», из которого посыпалось... Он обратил внимание на полупроводник, в то время как все занимались лампами, и вообще это было совершенно не к месту. Но он не побоялся и продолжил этим заниматься. Это было очень трудно».
«Кстати, все великие открытия делались в ходе экспериментов, их никто не мог объяснить и только потом теория подтягивалась. Так возникла и теория относительности, и квантовая механика, - заметил Владимир Будак.
После этого Стелла Морозова и Евгений Долин предложили на одном из следующих семинаров проработать «сложную тему изобретательства, научного творчества, роль случая в открытиях». Также по итогам семинара было предложено создать книгу о Лосеве по аналогии книг серии «Жизнь замечательных людей». «Это такая трагическая судьба, и в 19 лет сделать такие открытия…», - отметила Стелла Морозова.
Справка:
Научно-практический семинар «История науки и техники: поиски, исследования, проекты» постоянно действует в Политехническом музее с 2018 года. На заседаниях рассматриваются исследовательские проекты научных сотрудников музея по различным областям науки и техники, выполненные на базе музейных коллекций, к их обсуждению привлекаются профильные эксперты и академическое сообщество. Значительное место в работе семинара занимают анализ истории и тенденций развития важнейших направлений отечественной науки и техники. Целевая аудитория – ученые, инженеры, историки, социологи, музейные специалисты, студенты.
Задача семинаров повысить профессиональные компетенции сотрудников музея, привлечь к сотрудничеству экспертное сообщество научно-производственных, образовательных и музейных центров, определить перспективные направления и пути комплектования коллекций музея.
В рамках семинара проходят студенческие конференции (совместно с химическим факультетом МГУ им. М. В. Ломоносова и с «НИУ «МЭИ»). Студенты 2-4 курсов ежегодно представляют исследования музейных предметов из коллекций Политехнического музея, проведенные под руководством научных сотрудников музея и преподавателей.