На совместном семинаре МСК «БЛ ГРУПП» и Политехнического музея обсудили проблемы светотехнического образования
25 октября в Политехническом музее в рамках совместного проекта с МСК «БЛ ГРУПП» «История световых технологий» прошел научно-практический семинар «История светотехнического образования в России». Семинар был приурочен к 90-летию со дня образования в Московском энергетическом институте (сейчас НИУ «МЭИ») первой в России кафедры светотехники, которой с 2014 года заведует Президент МСК «БЛ ГРУПП» Георгий Боос.
Модераторами семинара выступили ученый секретарь Политехнического музея, заслуженный работник культуры РФ Стелла Морозова и GR-директор «МСК БЛ ГРУПП», член Экспертного Совета Политехнического музея «Памятники науки и техники России» Евгений Долин. В семинаре приняли участие представители системы светотехнического образования (в том числе в онлайн режиме), а также студенты кафедры светотехники НИУ «МЭИ».
Открывая семинар, Евгений Долин отметил: «Большое спасибо музею за проявленный интерес к светотехнической тематике. Мы были рады пополнить коллекцию музея светодиодными источниками света. Сейчас мы решили обратиться к теме светотехнического образования, от его истоков и его основателей до сегодняшнего переднего края – светодизайна. У нас сегодня на семинаре представлена широкая география преподавания светотехники – Москва, Санкт-Петербург, Томск, Казань».
Старший научный сотрудник Политехнического музея Ирина Меркулова в своем докладе рассказала об истории светотехники и образования в этой сфере, начиная с изобретения в 1872 году лампы накаливания русским инженером и основоположником светотехнического образования Александром Лодыгиным. Она также обратила внимание на то, что в этом году исполняется 150 лет со дня его изобретения, то есть электрическому освещению и, соответственно, светотехнической отрасли.
Профессор кафедры светотехники НИУ «МЭИ», главный редактор научного журнала «Светотехника» Владимир Будак выступил с докладом, посвященном 90-летнему юбилею кафедры, а также научным исследованиям и издательской деятельности в области светотехники. Он рассказал о значении изобретения электрического освещения, о становлении дисциплины «светотехника», об изменивших светотехнику инновациях (светодиодах, компьютерной графике, цифровых системах управления освещением), а также о влиянии света на человека, о новациях в системе светотехнического образования.
«Если говорить о роли и значении светотехники в жизни человечества, то победа света над тьмой дала возможность человеку планировать свое время независимо от времени суток и времени года на работу, отдых, образование. Это определило тот грандиозный прогресс, который произошел в 20-м веке для всего человечества, - отметил Владимир Будак, - А изменение парадигмы проектирования осветительных установок позволило создавать освещение, ориентированное на человека – Human centric lighting».
По поводу новых методов в светотехническом образовании он пояснил, что акцент сейчас переносится с лекций на мастер-классы с использованием 3D-моделей и компьютерной графики, на практические занятия и самостоятельную работу с последующей презентацией проектов.
Аспирант кафедры Светотехника НИУ «МЭИ» Антон Гримайло представил доклад «Метод Монте-Карло. Новые возможности светотехники». Профессор Томского политехнического университета, заслуженный деятель науки РФ, действительный член Международной Академии Наук Высшей Школы Виктор Лисицын в своем докладе рассказал о становлении и развитии светотехнического образования в Сибири, о сотрудничестве кафедры светотехники НИУ «МЭИ» с аналогичной, но более молодой кафедрой Томского университета, о ее исследованиях и научных работах. Руководитель творческого объединения светодизайнеров RULD, Высшей школы светового дизайна и международной лаборатории светового дизайна городской среды Университета ИТМО Наталья Быстрянцева представила доклад об истории Высшей школы светодизайна и направлениях подготовки специалистов.
В ходе дискуссии свои оценки значения, состояния и развития светотехнического образования и науки представили эксперты, преподаватели кафедр светотехники, студенты.
По итогам семинара Евгений Долин обозначил возникшую в современном светотехническом образовании проблему: «Мы учим использовать источник света или учим делать его более совершенным? Мне кажется, что проблема образования сейчас в этой двойственности. Чему учить дальше – то ли делать, то ли использовать то, что сделано, то ли вообще конструировать какие-то новые взаимоотношения человека и окружающей среды, использования биологических объектов с помощью света. Здесь, мне кажется, за последние 30 лет произошел серьезный разрыв образовательных школ и учреждений. И для решения проблемы очень важна инициатива кафедры светотехники НИУ «МЭИ» - межвузовское взаимодействие, консолидация разных ВУЗов и кафедр для того, чтобы удержать планку, не потерять школу. Если мы своим семинаром подтолкнули к этому, то мы очень рады».
Стелла Морозова также отметила, что в ходе обсуждения были подняты важные проблемы развития современного базового светотехнического образования: «Научное сообщество должно консолидироваться и решить эти проблемы. Может быть наш историко-культурный, не очень строго научный семинар поможет этому». Совместный с Корпорацией проект проведения семинаров по световым технологиям она оценила, как «очень емкое» направление, поскольку в этой сфере задействованы и инженеры, и архитекторы, и урбанисты, и психологи, и медики, важное и с точки зрения образования.
Справка:
Научно-практический семинар «История науки и техники: поиски, исследования, проекты» постоянно действует в Политехническом музее с 2018 года. На заседаниях рассматриваются исследовательские проекты научных сотрудников музея по различным областям науки и техники, выполненные на базе музейных коллекций, к их обсуждению привлекаются профильные эксперты и академическое сообщество. Значительное место в работе семинара занимают анализ истории и тенденций развития важнейших направлений отечественной науки и техники. Целевая аудитория – ученые, инженеры, историки, социологи, музейные специалисты.
Задача семинаров повысить профессиональные компетенции сотрудников музея, привлечь к сотрудничеству экспертное сообщество научно-производственных, образовательных и музейных центров, определить перспективные направления и пути комплектования коллекций музея. Научно-практический семинар — это возможность оценить сохраненные в коллекциях вещественные и документальные источники по теме, обозначить необходимые места приложения для последующего пополнения, отразить в музейных коллекциях историю фирм и предприятий, работавших в данной области техники, наметить пути их комплектования и разработать совместные проекты и выставки, объединить усилия музейщиков и профессионалов-экспертов для формирования корпуса устной и документальной истории вопроса.
В рамках семинара проходят студенческие конференции (совместно с химическим факультетом МГУ им. М. В. Ломоносова и с «НИУ «МЭИ»). Студенты 2-4 курсов ежегодно представляют исследования музейных предметов из коллекций Политехнического музея, проведенные под руководством научных сотрудников музея и преподавателей.