«Мировое культурное наследие – это то, что нас объединяет»
18 апреля в Санкт-Петербурге на площадке Государственного Эрмитажа началась трехдневная II Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» (см. https://bl-g.ru/about/press_center/5452/).
Участники конференции рассказали о ее значении для развития музейного освещения - одного из важнейших направлений светотехнической отрасли.
Президент МСК «БЛ ГРУПП», завкафедрой светотехники НИУ МЭИ, председатель Научно-технического совета светотехнической отрасли (НТС «Светотехника») Георгий Боос:
«В 2020 году в связи с пандемией нам пришлось отложить вторую конференцию «Свет в музее». Но в этом году улучшившаяся эпидемиологическая ситуация позволила нам принять решение о ее проведении. Мы также решили, что и нынешнее обострение международных отношений не должно этому мешать. Ведь наука и культура - это то, что должно объединять. Так что в этих условиях проведение нашей конференции еще более актуально.
К сожалению, международное музейное сообщество сейчас не решилось в рамках нашей конференции поддержать гуманитарный принцип сбережения и распространения культурного наследия. Тот принцип, что это наследие имеет мировое значение, и соответственно, принадлежит всему человечеству, а значит, находится за пределами государственных границ, различного рода межгосударственных, межэтнических, внутриполитических, внешнеполитических, экономических и прочих вызовов. Мировое культурное наследие – это то, что нас объединяет, а значит - должно быть вне политики. При этом мировое научное светотехническое сообщество свою миссию осознает и участие в конференции принимает. Надеюсь, что к третьей конференции все мировые институты свою гуманитарную миссию по сбережению и объединению человечества - «Мы – люди, граждане своей планеты» - осознают!».
Заместитель генерального директора по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Русского музея Ольга Бабина:
«Один из важнейших аспектов в деле сохранения музейных коллекций – создание оптимальной среды, в которой замедляются естественные процессы их старения. Уже во второй раз конференция «Свет в музее» собирает музейных и технических специалистов для обсуждения актуальных вопросов освещения произведений искусства. Программа конференции охватывает широкий спектр задач как по защите музейных экспонатов от воздействия света, так и по созданию световой среды для их наилучшего восприятия. Это уникальная возможность обсудить проблемы освещения не только с коллегами из других музеев, но и с учеными, инженерами, светотехниками, светодизайнерами, чьими усилиями создаются современные осветительные системы в музеях».
Генеральный директор ВНИСИ, президент Российского национального комитета Международной комиссии по освещению Анна Шахпарунянц:
«Вторая Международная конференция «Свет в музее» - в прямом смысле долгожданное событие для нас: из-за пандемии коронавируса нам дважды пришлось переносить сроки её проведения. Символично, что конференция пройдёт теперь ровно в те же даты, что и первый «Свет в музее», на котором мы – содружество музейных специалистов и светотехников – поставили перед собой целый рад важнейших целей. Многое из того, что было намечено на первой конференции, сделано и преодолено. Стандарты и требования к современному музейному освещению разработаны совместными усилиями и уже применяются несколько лет. Активно реализуются проекты светодиодного освещения в российских музеях, внедряются интеллектуальные системы управления, разрабатываются новые осветительные приборы.
О многих достижениях за прошедшие с первого «Света в музее» четыре года, мы услышим в течение трёх дней нашей конференции. Программа конференции получилась насыщенная, уверена, что каждый из участников найдёт немало интересного и полезного для себя и своего дела».
Заместитель директора по фондовой работе Государственного Исторического музея Марина Чистякова:
Свет – неотъемлемая составляющая экспозиций. Световые акценты могут задавать логику показа экспоната, рассказа о нем, подчеркивать его важность. С другой стороны, возникает проблема сохранности экспонатов. Мы как хранители, знаем, что свет - это энергия разрушающая. Во всех наших инструкциях четко прописаны категории коллекций, музейных предметов, очень чувствительных к воздействию света. При этом в постоянной экспозиции есть предметы очень старые, имеющие долгую историю бытования. Поэтому мы должны с одной стороны выгодно показать экспонат, а с другой стороны его сохранить, продлить ему жизнь.
Еще одна важная для нас тема - световые решения, световой дизайн на временных экспозициях, что имеет зачастую решающее значение для показа, для привлечения публики. Недавно, благодаря и этому, у нас «на ура» прошла выставка Дюрера. А ведь это философская графика, которая сложна для восприятия. Людей привлек не только уровень подачи интересного материала, но и потрясающий световой интерьер.
Так что профессиональный обмен мнениями, опытом, возможность ознакомиться с наработками в музейном освещении очень важен для нас. Тем более, что в конференции участвуют и музейные хранители, и светотехники.
Главный редактор журнала «Светотехника», профессор Владимир Будак:
«Первая конференция «Свет в музее» в 2018 году имела огромный успех, причем международный. Хотелось бы продолжить это начинание. Конечно, известные события вносят свои коррективы. Но представляется, что мы в любом случае сможем успешно провести и вторую конференцию. Мы тогда набрали опыт. Например, наш мастер-класс на первой конференции пользовался большим успехом, состоялось очень заинтересованное обсуждение проблем. Я уверен, что и в этот раз будет также. Мы будем обсуждать весь спектр проблем музейного освещения, технологии их решения, научные аспекты, вырабатывать рекомендации для музеев. Я уверен, что вторая конференция «Свет в музее» будет очень успешная и для всех полезная».