"В музейном освещении накопилось много вопросов и новых направлений для обсуждения и исследований"
Заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа Алексей Богданов рассказал «СВЕТской жизни» о достижениях и проблемах в сфере музейного освещения и о том, что он ожидает от второй Конференции «Свет в музее»:Алексей Валентинович, в этом году наша конференция проходит в непростой обстановке. Из-за этого и состав участников изменился. Вместе с тем, решение о сроках ее проведения осталось неизменным. Почему?
Во-первых, за время пандемии все соскучились по живому общению. Никакая видеоконференция не сможет его заменить. На любой конференции обсуждение проходит не только во время выступлений, но и в перерывах, на кофе-брейках. Завязывается много личных контактов, что очень важно.
Во-вторых, если говорить о текущей ситуации, когда мы, к сожалению, потеряли многих иностранных участников, то, проводя сейчас конференцию, мы показываем, что продолжаем спокойно заниматься нашей работой, живем и действуем. Такие мероприятия, как наша конференция, имеют большое, в том числе психологическое значение, для всего остального мира.
Отмечу, что отказ наших иностранных участников связан все же с политикой правительств, а не с их отношением к нам.
Что вы ждете от конференции?
Напомню, что первая конференция по музейному освещению прошла четыре года назад, в 2018 году. До этого никогда данная тема не становилась предметом такого масштабного обсуждения. Тогда мы поставили массу вопросов, обозначили направления для исследований. В том числе подняли вопрос о стандартах, без которых обсуждать что-либо и работать невозможно. Это касалось таких параметров как освещенность, цветовая температура, спектры излучения. Ведь никто не исследовал воздействие света на экспонаты, на светодиодное освещение вообще никакой «нормативки» не было, и не только у нас, но и за границей.
Поэтому начали с методологии, с ГОСТов. В результате в 2020 году специалистами ВНИСИ были созданы национальные стандарты для светодиодного музейного освещения. Теперь на основании этих ГОСТов можно вести работу.
Кроме того, после первой конференции открылось множество направлений для исследований, и ими начали предметно заниматься. Думаю, что на конференции будут представлены интересные результаты таких исследований, и, конечно, будет поставлено много новых вопросов, обозначены новые направления.
Какие проблемы могут обсуждаться на конференции по одной из составляющих музейного освещения – обеспечению качественного визуального восприятия?
Для примера, известно, что визуальное восприятие – вещь абсолютно субъективная. Студентам требуется одна освещенность для восприятия, пенсионерам другая. В этом плане есть даже различия между мужчинами и женщинами. Как учесть все особенности?
Дискуссии идут в отношении такого параметра как цветовая температура. Светом с какой цветовой температурой надо освещать произведение искусства – в какой его художник писал или в общей для всей экспозиции? Как правило, эти условия освещености не совпадают. Возник и такой вопрос – можно ли высвечивать какие-то части картин. Одно дело, когда экскурсовод на три секунды светом выделяет деталь. Другое дело – постоянно высвечивать, например, лицо, а фигуру оставить в тени. Такие предложения сейчас есть. На мой взгляд, это было бы неправильно. Но для ответа на такие вопросы и должны собираться представители профессионального сообщества.
Вторая важная составляющая музейного освещения – проблемы сохранности экспонатов, минимизации вредного воздействия освещения. Какие здесь вопросы могут обсуждаться?
Какие бы ни были системы освещения, приборы, в любом случае, освещение не должно наносить ущерб. А его наносит любое освещение. Идеальное освещение для сохранности экспоната – полная темнота. При любом свете идет процесс старения, окисления красок, они выцветают. Искусственный свет тоже приводит к выгоранию художественного полотна. Здесь играет роль и световой поток, и время экспозиции, то есть важно суммарное количество энергии, полученное экспонатом. Например, акварели мы на два месяца выставляем, а потом год не показываем. Просто нельзя больше. А вот фарфоровую чашку – можно. Различные ограничения есть и для кости, тканей, медалей с ленточками, других экспонатов.
В любом случае, поскольку люди должны видеть произведения искусства, воздействия на них света нельзя избежать. Также как не избежать воздействия влажности, температуры, кислорода. Любой предмет искусства – как живое существо. На него все влияет, как и на нас. Наша задача – минимизировать вредное влияние освещения, создать такие световые приборы, которые наносили бы наименьший ущерб.
Светодиодные приборы наносят меньший ущерб?
Конечно, меньший. Хотя бы потому, что они не греют предмет. Лампы накаливания нагревали сильно, несмотря на использование специальных зеркальных ламп и теплоотражателей. К тому же со светодиодами легче управлять освещением, можно задавать спектр излучения при их производстве.
Конференции может способствовать развитию разработок и производства отечественных приборов для музейного освещения?
Я очень на это надеюсь. К сожалению, до последнего времени нам приходилось пользоваться в основном очень дорогим иностранным оборудованием. И сейчас оно еще больше подорожает. Смешно – мы делаем ракеты, но не можем произвести светильник? Не верю! Конечно же, можем! Просто такой задачи не было, и никто особо этим не занимался. А как может производитель догадаться, что именно хотят музейщики? И цель конференции, в том числе поставить такую задачу. Тогда уже можно будет говорить о развитии производства.
Но ведь есть производители, которые уже разрабатывают и производят отечественные музейные светильники? Например, МСК «БЛ ГРУПП».
Конечно, уже есть. Но для музейного освещения нужно огромное число различных систем. В любом музее есть свет, есть не только импортное, но и отечественное оборудование, в том числе светодиодное. Но для него не хватает номенклатуры, поскольку мы, музейщики, пока не можем поставить перед производителем весь спектр задач.
При этом надо понимать, что Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская Галерея, музеи крупных городов могут позволить себе дорогое оборудование. Но у маленьких музеев на это нет средств. Приедете вы в какой-нибудь небольшой город, там хороший музей, но чем могли, тем и подсветили экспонаты. Поэтому вопрос производства отечественного оборудования сегодня очень важен. И потом просто обидно сегодня финансировать заграницу.
Освещение зала 277 Эрмитажа, посвященного изобразительному искусству Франции XVII века, выполнено специалистами МСК «БЛ ГРУПП» как раз с использование светильников производства Корпорации. Как вы оцениваете этот проект?
Получилось очень хорошо. Лучше всех об этом сказала хранитель этих картин. После того, как мы с вами сделали новое освещение, она увидела на одной из картин еще один ряд фигур. Они обозначены серым цветом, едва заметны, и она их не видела при прежнем освещении. То есть даже хранитель не все знала про картину. Мне кажется, это и есть главный показатель, основное достижение.
Эрмитаж будет продолжать переводить другие залы на современное светодиодное освещение?
Да, нам много еще что нужно сделать.